Консультация
для педагогов
«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста:
методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие
Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо
использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными
участниками учебного процесса. В
процессе
организации образовательной
деятельности рекомендуется
использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение,
экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность,
ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные
постановки и др.). Все формы носят интегративный характер,
позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
1. Игра. Ребёнок
осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью
игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при
организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это
одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой
грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?»,
«Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим
и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где
что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и
полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние
обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.
Закрепление
навыков составления и решения задач по схеме-формуле Ц = И + П (где Ц цена, И
издержки, П прибыль) происходит в процессе организации
сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет»,
«Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и
др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом
издержек и прибыли.
В
содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми
условиями возникновения такой игры являются:
- достаточный уровень
сформированных у детей основных программных знаний и умений;
- оснащение ролевой игры
атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и
цифровыми карточками,
условными мерками и
т.д.);
- умение детей
использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных»
в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде
числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок
крупы и т.д.).
Развитие
ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх
приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного
достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны
интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок
выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить
детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою
инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к
достижению цели.
2.
Метод проблемных
ситуаций.
Погружение
в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм
обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск
постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе
ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и
индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней.
Формы
организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему
всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа дяди Фёдора
сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили
только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя
резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую
покупку лучше потратить деньги?»).
Ситуационная
задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём,
включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой
ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения
объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы
заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять
реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие,
удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный
вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку
захотелось найти на него ответ.
3.
Формирование предпосылок
финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое
образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит
выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца»
и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно
организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой
модницы», «Строительную компанию» и пр.
4.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной
деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет
развивать двигательную (мелкую моторику), социальнокоммуникативную,
познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое
развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию
в ней родителей.
5.
Формы реализации
продуктов труда.
Где
продают и покупают товары? Как стимулировать продажу? Это вопросы, касающиеся
маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и
удовлетворение потребности людей. Старшие дошкольники знакомятся с разными
формами сбыта продукции. Организовываются сюжетные и сюжетно-дидактические
игры: «Супермаркет», «МОЛЛ», «Рынок», «Мурманская ярмарка», «Аукцион», «Лесной
рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка»,
«Выгодный заказ» и пр.). (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы
играли в экономику»).
В
этом направлении проводится и деятельность по созданию рекламы: «Если это ваш
бизнес, то важно выгодно продать товар»; «Знаешь, что еще привлекает внимание
покупателей? Реклама». Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и
танцем.
Тут
же дети знакомятся с тем, откуда берётся реклама? (Рекламные агентства.) Её
цель? Кто принимает участие в создании рекламы? (Писатели, художники, артисты,
животные, дети.)
6.
Беседы-обсуждения,
чтение (художественная литература, поговорки,
пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации
всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия
художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми,
которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд –
основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают
деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как
складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по
плану; жадность и пр.
7.
Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип
деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента
или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи
(проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или
организации работ). Предъявляемым результатом проектной деятельности является
подробное описание решения какой-либо задачи или проблемы.
В
организации проектной деятельности важны два аспекта: проектноцелевой и
процессуальный. Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента,
организации работ), необходимого для решения проблемы.
Второй аспект –
планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального
воплощения.
В
ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из
одной или нескольких образовательных областей.
Проектная
деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми
открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым
путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники
осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности
дошкольника: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – Наше богатство»,
«Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?»,
«Почему нужно быть бережливым?».
8.
Технология «Ситуация
месяца» (Гришаевой Н.П.)
позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я –
горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я
мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный
период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими
детьми. Включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации»,
использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта
детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др.
Заключительные
праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и
жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети
могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без
утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный
остров», «Я живу в Мурманске», могут быть адаптированы для изучения основ
финансовой грамотности.
9.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной
деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.
Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое
развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие.
Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай
профессию», «Угадай вид труда» и пр.
10.
Театрализованные
интерактивные мини-постановки – один из самых
эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих
способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и
советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития
дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных
понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать,
экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать,
долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять
образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
11.
Теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ)
Умелое использование воспитателем приемов и методов данной
технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение,
диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих
процессов. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику
является принцип природосообразности обучения. ТРИЗ для дошкольников – это
система коллективных игр, занятий, призванная не
изменять
основную
программу,
а максимально
увеличивать ее эффективность.
Используются:
метод проблемных ситуаций;
метод исследовательских
ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше –
позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.
12.
Моделирование.
Одним
из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является
моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной
образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд
дополнительных возможностей в интеллектуальном
развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении
с окружающим миром. Использование моделирования в
формировании ОФГ (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве
с профессиями,
изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т.А. Ткаченко;
графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о
профессии).
13.Технология
Интеллект-карты Тони Бьюзена. Основной темой карты
может быть: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши» и пр. Метод
мыслительных (ментальных) карт Тони Бьюзена – это удобная
и эффективная техника визуализации
мыслительной деятельности
и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге
графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают
процесс запоминания.
14.
Коллекционирование.
Собирая,
ребёнок
занимается
познавательно-исследовательской
деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции
«Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая
ситуативность и
неустойчивость
интересов
дошкольников, необходимо
поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе
с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять
рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях,
театрализованных постановках, зарисовывать.
Периодически
коллекцию можно «переоформлять» - классифицировать по разным признакам. У детей
необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о
предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и
назначение, на «говорящие» детали.
15.Создание мультфильмов
в ДОУ.
С
появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для
всех, в том числе и для дошкольников. Во многих садах сейчас активно внедряется
создание мультфильмов (из рисунков, пластилиновых, из лего-конструктора и т.д.)
Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и
почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом
подходе интерес к мультфильмам можно использовать и
как средство формирования ОФГ – создавать мультфильмы по придуманным стихам и
сказкам или по сказкам, предложенным в методической литературе.
16.Фильмы
познавательного содержания и мультфильмы.
Дошкольный
возраст – это период, в котором преобладает нагляднообразное мышление.
Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов,
способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на
поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука
финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и
др.
17.Виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду.
Одно
из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО –
мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных
средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку
усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах
излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков,
графических композиций.
В
работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические
объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные
(музеи, учебные заведения).
Наглядный
материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом
включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников.
С
помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара
и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами:
- фотопутешествие (с
каким-либо героем);
- видеоэкскурсия,
проводимая
ребёнком,
членами
его семьи
(комментарии);
- видеопутешествие
(какой-либо семьи).
Во
время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных
вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим является наблюдение.
В
процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой
целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям
предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало,
что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу,
народную примету, загадку.
18. Кейс-метод.
С
помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный
материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса
должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой
единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти
один или несколько вариантов, как её решить.
Кейсы
могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей
аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы,
настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы.
Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность
детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь
воспитанникам, задайте вопросы, например: Что в кейсе? О чём пойдёт речь? В чём
состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?
Этапы работы с кейсом:
1.
Разработать проблемную
ситуацию.
2.
Оформить кейс –
подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3.
Показать кейс
дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
4.
Обсудить с детьми
проблемную ситуацию, озвучить задание.
5.
Предоставить
дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6.
Поддержать дискуссию в
группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети.
7.
Выслушать, посмотреть,
проверить решения детей.
8.
Подвести итоги.
19. Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы
с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят
подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием
денег трудом и пр. основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение
старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по
финансовой грамотности в сети.
Организация работы с
блогерами:
1.
этап: организационный.
Составляется тематический план видеороликов по итогам бесед с родителями.
Происходит обучение педагогов работе с контентом.
2.
этап: практический.
Проведение познавательного занятия по знакомству с профессией блогера.
Разработка с родителями сценария ролика. Проведение педагогом-психологом
психологических упражнений для снятия напряжения перед камерой, расслабления,
концентрации внимания. Упражнения для развития актёрского мастерства.
Организуется репетиция сценария.
3.
этап: итоговый.
Редактирование записанных видеороликов и размещение на видеохостинге You Tube и
социальных сетях.
Современные
практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ
финансовой грамотности
Изучение
основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться
в тесной взаимосвязи с родителями
(законными представителями)
дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
В процессе организации образовательной
деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой
грамотности ребенка.
Перед родителями стоит
задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах,
создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и
личностного развития.
На родителях лежит
ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни
семьи:
- Кто и как зарабатывает
деньги в семье.
- Как формируется
семейный бюджет.
- Как распределить
заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
- Как принять решение –
потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
- Как научиться
экономить деньги.
Перед
воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к
плодотворному взаимодействию в качестве помощников
в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
·
быть максимально
«открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
·
предоставлять
исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу
«Основы финансовой грамотности»;
·
разъяснять специфику
образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации
образовательных программ;
·
предоставить возможность
открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой
грамотности;
·
по возможности
привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю
следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на
финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания,
вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у
детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны
удовлетворять все их капризы и желания. Это
приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые
родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя
полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье
денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя,
почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший
эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам
именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо
воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный
контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения
взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую
логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении
и развитии самого ребенка.
Контакт
между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между
ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и
последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
Совместное
планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным
поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог
готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение
начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу.
Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей
семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения.
Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является
воспитание образованного ребенка.
Основные направления и
формы работы с родителями (законными представителями)
В содержание работы с
родителями входят:
1.
Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы
папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в
магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть
представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны
рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические
стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и
консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые
предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин»,
«Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие
стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной
организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий,
консультации.
2.
Изучение и учёт
интересов, мнений и запросов
родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы,
родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую
информацию для размышления.
3.
Проведение лекций,
семинаров, практикумов, бесед, тренингов,
конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
4.
Проведение маршрутов
выходного дня: банк, торговый центр,
музей… Организация
совместных
мероприятий
–
достойная замена
проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм
организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение
«образовательных маршрутов»
наиболее
эффективно приобретаются и
усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу –
и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение
родителей, детей и воспитателей.
Важно,
чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому
требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
5.
Проведение встречи с
интересными людьми: финансисты,
представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления
детей с явлениями социальной действительности в теории
и практике показало, что труд взрослых дома и в детском
учреждении в
изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не
всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно
представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные
годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с
семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через
суждения, оценку и поступки родителей».
Главные
методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:
- Гость во время встречи
рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека:
профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно
останавливается только на одном виде труда.
- Выбранный вид трудовой
деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
- Обязательно
демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и
предметы-помощники.
Во время встреч
необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
- профессиональный труд
– профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников
группы;
- домашний труд – труд
по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.;
- труд, связанный с
природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.;
- хобби и увлечения
(труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по
дереву, походы и т.п.); увлечения, связанные
с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью,
коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения
туризмом, рыбалкой .
6.
Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на
использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7.
Изготовление семейных экономических газет.
8.
Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в
викторинах и т.д.
9.
Детско-родительские
проекты: «Магазин моей мечты»,
«Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».
10.
«Брейн-ринг». В
игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос,
начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок
нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит
одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для
победы необходимо набрать 5 очков.
11. Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это
созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание
с элементами ролевой
игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие
веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную
деятельность.
В
процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в
области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.
12. Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия,
собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и
знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через
совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и
настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и
показать себя настоящим магистром семейного бюджета.
Участие
в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться
деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить
собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с
детьми через совместное творчество.
На
каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В
детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости
задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно
знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения.
Все эти аспекты найдут
свое отражение в бесплатных активностях: лекциях известных
финансовых
экспертов,
мастер-классах,
командных и семейных
играх, спектаклях, мультфильмах, ярмарке и многое другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий