Консультации для педагогов

 «Что такое план-модель НОД»?

По материалам электронного журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Рахвалова Н.А., старший воспитатель

Предлагаю использовать в работе план-модель НОД, который избавит от длинных конспектов. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий

и  диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе
и  общении.
План-модель непрерывной  образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы.

В  нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый кон-спект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что поз-воляет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.

План-модель универсален – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Какую структуру имеет план-модель?
План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД:

·         этапы НОД, включая целеполагание;

·         ключевые вопросы;
·         ситуация выбора – элемент партнерского взаимодействия.

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель об-разовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.


Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятель-ность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сде-лать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бескон-фликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовы-вать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко про-никла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятель-ность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда про-водит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс

в  овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические зада-ния? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель плани-

рует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспита-тель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы пла-нирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей

к  целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь по-ставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нело-гично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД. Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах.

Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литерату-ру, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой от-клик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постарать-ся, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных меж-ду собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.

Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.

Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой НОД обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подра-

зумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников.

Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми.

Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно

к  отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.

В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию

выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику са-мостоятельно принять решение.

Самостоятельная  работа  детей.
Данный
этап  можно
не отражать
в плане,
если  воспитатель
не предполагает  самостоятельную
работу.
Это  зависит
от цели  НОД.
Но если
он планирует  ее,
то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:



·         провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
·         продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;

·         дать дополнительную информацию;
·         сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.

Рефлексия последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно

и  нужно обсуждать:

·         результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);

·         моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
·         содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
·         способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)

·         взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
·         отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);

·         перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

От чего зависит объем плана-модели?

План-модель НОД, по сравнению с конспектом, имеет более краткий вид. Но и здесь объем может варь-ироваться. Это зависит от цели образовательной деятельности, ее продолжительности в разных возраст-ных группах, от количества этапов и их последовательности, от содержания деятельности и других фак-торов, таких, как понимание самим воспитателем, что является приоритетом конкретной НОД.

В  качестве примера в приложениях 1–2 представлены примеры планов-моделей НОД по темам «Всякий труд почетен» в старшей группе и «Зачем зайцу длинные уши?» в подготовительной группе.

Нужно ли совсем отказываться от конспектов?

От конспектов, а также технологических карт совсем отказываться не нужно. С помощью технологиче-ских карт молодые педагоги смогут лучше понять структуру педагогической деятельности. Они приго-дятся также, когда воспитатели осваивают новые образовательные технологии.

Развернутый конспект непрерывной образовательной деятельности нужен воспитателю, чтобы предста-вить свою работу на конкурс или разместить в профессиональном издании.

Для ежедневной работы достаточно компактного плана образовательной деятельности, который задает основное направление НОД и дает возможность воспитателю и детям импровизировать, свободно об-щаться.

Пример плана-модели НОД на тему «Всякий труд почетен» Возрастная группа: старшая.

Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду, и их труду. Задачи:

·         уточнить представления детей о профессиях сотрудников детского сада;
·         обратить внимание на особенности этих профессий, показать, чем они интересны;
·    создать    ситуацию,   в которой    дети    проявят    доброжелательность,    выразят     благодарность
и уважение по отношению к сотрудникам детского сада;

·         подвести к выводу о том, что все профессии важны.

Развитие речевого и изобразительного творчества детей дошкольного возраста через исполь-зование ТРИЗ - технологии

Рахвалова Н.А.., старший воспитатель
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны
таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой сто-
роны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а макси-мально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуи-цию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная актив-ность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и нахо-дить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художе-ственном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщи-ков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка до-школьника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольни-ков нестандартному мышлению.

В   арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:

·         Использование принципа «От простого к сложному».

Игра «Хорошо плохо». Эта игра помогает развивать речь ребенка, фантазию, учит рассуждать. Она ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие ее категории, как противоречия, воз-можность и действительность.

Итак, для игры выбирается объект и предлагается назвать его положительные и отрицательные сторо-ны. Или выбирается объект, вызывающий у ребенка стойкие только положительные или только отри-цательные эмоции. Затем находим противоречия: хорошо или плохо. Понимание детьми противоре-чивости свойств, заключенных в любых объектах или действиях, будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего мира.

Можно даже поделить детей на две команды: одна – «хорошо» другая – «плохо». Тут уже идет сорев-нование, кто больше назовет качеств.

Во время организованной деятельности и вне занятий с помощью игры «Хорошо - плохо» можно рас-сматривать объекты «Путешествие; объекты природы: деревья, времена года; транспорт, животные».

·         Хорошо помогает в развитии речи по обучению детей рассказываю такой прием как
«Бином фантазии».

Анри Воллон в своей работе «Истоки мышления у детей» пишет, что «мысль возникает из парных понятий»: мелкий - жесткий» два понятия, возникающие одновременно. Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». Необходимо лишь, чтобы два слова разделяла определенная фантазия, чтобы соседство было сколько-нибудь необычное, только то, где воображение вынуждено будет акти-визироваться, стремясь установить между словами родство. Ход игры заключается в следующем: на столах у детей лежат карточки изображением вниз, в двух стопках. Вызванные двое детей берут из стопок по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова: самый про-стой способ прибегнуть к предлогам и союзам, чтобы наглядно манипулировать карточками.


Пример: «пес и шкаф», «елка и слон»  - пес за шкафом, слон – на елке.

·         Следующая игра «Цепочка слов» хорошо развивает мыслительную деятельность, активизирует словарный запас детей.

Суть такой игры в том, что случайно запавшее в голову слово (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь (ее еще называют Камень, брошенный в пруд»). Похожая игра «логический поезд», где слова – вагончики.

Вагончики, как и слова, могут быть соединены между собой. Каждое слово тянет за собой следующее.

·         Приемы ТРИЗ побуждают детей импровизировать, развивать творческую активность в изоб-разительной деятельности.

Начинать работу необходимо с геометрических фигур. Ребенку предлагаются фигура на выбор, и он должен нарисовать («превратить») в образ или композицию. На следующем занятии можно предложить листы с об-разками ткани уже самой причудливой формы (не конкретной) и ребенок должен додумывать и дорисовывать образ.

·         Ряд игр Джанни Родари, например, «Салат из сказок».

Принцип такой: детям предлагается соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою новую сказку, где приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

·         Вместе с детьми можно создать новую машину, используя еще один метод ТРИЗ метод фо-
кальных объектов (МФО).

Например: На занятии по ознакомлению с животными жарких стран с помощью МФО можно нарисовать фантастического зверя или изобрести фантастическую посуду по произведению «Федорино горе».
·         Метод «От живых клякс».

Дети изображают с помощью этого метода различные образы, дорисовывая их. Затем, из полученных карти-нок можно сочинять истории.

Придумывая историю, сказку, дети учатся отправлять героев в новые обстоятельства и находить выход из этих непредвиденных обстоятельств. Например, по сказке С. Маршака «О глупом мышонке», дети могут придумать варианты спасения мышонка, чтобы его не съела кошка. Знакомясь с историей по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», дети отправляют героев в более современные обстоятельства – век компьютерных техноло-гий.

·         Метод «Спасательной ситуации» в разных историях побуждает детей находить выход из про-блемных ситуаций.

Пример: «Если бы мышка не прибежала, кто бы помог дедушке помочь вытянуть репку».

В  другой ситуации дети могут соченить эту же сказку на «Новый лад», где лиса лишает крова дедушку с ба-бушкой, но в конце они обретают новый дом «Терем-Репка», где живут-поживают со своими лесными зверями и горя не знают.

·         Такой метод как «Эксперименты» в сказках не только помогают творчески мыслить, но учат быть толерантными, совершать добрые поступки.

Данный метод можно использовать при ознакомлении детей с английской сказкой Оскара Уайльда «Мальчик Звезда», которая показывает сложный мир добра и зла. Здесь можно провести следующий эксперимент: сде-лать портрет нищенки и мальчика Звезды. Из картона сделать сердечки, после прочтения произведения дети отдают свое сердце полюбившемуся герою и объясняют почему. В данном случае читалась сказка до того места, когда мальчик Звезда прогнал свою мать – нищенку. Конечно же, дети подарят свою любовь и свои сердечки – нищенке, и ни одного сердечка – мальчику. Но за портретами можно положить две тарелки: у ни-щенки с серыми треугольниками, а у мальчика – печенье. Потом сказать, что герои тоже хотят вас угостить и проследить, какой подарок дети возьмут в ответ. Возможно, кто-то из детей возьмёт серые треугольники в по-дарок, но всё равно будет поглядывать на печенье. А кто-то возьмёт печенье и с удовольствием съест, забывая

о  различии добра и зла, поддавшись искушению. Такой метод способствует сообразительности, решению про-блемных вопросов и принятию быстрого решения: правильно ли я поступаю. Сделать выбор: как отделить добро и зло, а не поддаться искушению.

·         Игра «Что сначала, что потом» помогает детям при обучении рассказыванию, т.е. составлять рас-сказ с последующим развивающимся действием.

Дети любят продолжение историй и неохотно расстаются с героями. Эта игра помогает продолжить эту исто-рию.

Творческих успехов вам, уважаемые педагоги!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Результаты конкурс а «Ч удеса с осенней грядки » Номинация «ВОЛШЕБНАЯ ТЫКВА» 1 МЕСТО Куксгаузен З...