«Что такое план-модель
НОД»?
По
материалам электронного журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения» Рахвалова Н.А., старший воспитатель
Предлагаю использовать в работе план-модель
НОД, который избавит от длинных конспектов. Он дает представление об идее и
логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий
и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и
детей в импровизации, идеях, свободном выборе
и общении.
План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему
занимает от 2/3 до 1 страницы.
В нем нет познавательного материала,
стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это
необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый
кон-спект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на
бумажную работу, что поз-воляет быстрее подготовиться к образовательной
деятельности.
План-модель универсален – его может использовать другой
воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.
Какую структуру имеет
план-модель?
План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает
только основные элементы НОД:
·
этапы НОД,
включая целеполагание;
·
ключевые вопросы;
·
ситуация
выбора – элемент партнерского взаимодействия.
Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель об-разовательной деятельности.
План-модель также включает этап постановки цели для детей.
Цель НОД должна
быть актуальной. Например, воспитатель
организует исследовательскую деятель-ность с целью расширения представлений
детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать
совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сде-лать?
На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки
бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у
детей формируются навыки бескон-фликтного общения.
Современный образовательный процесс в
ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с
учетом особенностей группы и конкретных детей.
Цель должна быть
конкретной. Желательно, чтобы цель была
одна. Частая ошибка воспитателей – стремление
объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в
отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь
необходимо не только реализовы-вать поставленную цель, но и отслеживать,
насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД
воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко
про-никла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но
педагогическая деятель-ность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель
сосредоточится на одной конкретной цели.
Цель должна быть
измеримой. Воспитатель
не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда про-водит педагогическое
наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс
в овладении умением? Какой уровень
самостоятельности проявляют дети, выполняя практические зада-ния? Сколько детей
из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под
силу.
Цель
должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель плани-
рует образовательную деятельность, не
нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях
познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать
образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем
анализе воспита-тель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД
достигнута.
Цель НОД должна
соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы пла-нирования
– следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от
годовых целей
к целям на месяц, неделю, конкретным
целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть
взаимосвязаны.
Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь по-ставленной цели. Часто
у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что
нело-гично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание.
Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.
Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее
представление о планируемой НОД. Мотивация. Организация мотивационного этапа
также вызывает у воспитателей затруднения. Об
этом можно судить по тому, как
однообразны приемы, которые они используют в конспектах.
Педагоги, которые работают с детьми
дошкольного возраста, должны изучать методическую литерату-ру, опыт коллег,
применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой
от-клик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами
деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и
мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в
дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постарать-ся, чтобы
мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание
взрослого.
Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных
приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в
плане его подробно не описывать.
Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику
НОД. Это несколько связанных
меж-ду собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их
количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать
и в итоге приводят к результату.
Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию),
направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.
Чаще всего большинство вопросов,
которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от
ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие
вопросы тоже нужны. Но на каждой НОД
обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подра-
зумевают развернутые ответы и
их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников.
Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем
интереснее диалог он выстроит с детьми.
Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и
понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить
его несколько раз, обращаясь непосредственно
к отдельным воспитанникам, а не
переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им
время подумать.
В ходе диалога будет больше вопросов и
ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но
все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель
добивается свободного общения.
Совместная
работа. На данном этапе, как
и на следующем, воспитатель
предусматривает ситуацию
выбора материалов, вида активности,
партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не
широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику
са-мостоятельно принять решение.
Самостоятельная работа
детей.
|
Данный
|
этап можно
|
не отражать
|
в
плане,
|
если воспитатель
|
не предполагает
самостоятельную
|
работу.
|
Это зависит
|
от цели НОД.
|
Но если
|
он
планирует ее,
|
то должен обозначить свою
роль на данном этапе. Воспитатель может:
|
·
провести
индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
·
продолжить
диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
·
дать
дополнительную информацию;
·
сделать
пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.
Рефлексия – последний
и обязательный этап НОД. Формировать
рефлексивные навыки как показатели личностного
роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности
можно
и нужно обсуждать:
·
результат
– соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный
(У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
·
моменты, которые
требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
·
содержание
(Что узнали? О чем расскажете дома?);
·
способы,
последовательность деятельности (Как достигли результата?)
·
взаимодействие в
ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
·
отношение
к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
·
перспективы
деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой
способ выбрали бы в следующий раз?).
От чего зависит объем
плана-модели?
План-модель НОД, по сравнению с
конспектом, имеет более краткий вид. Но и здесь объем может варь-ироваться. Это
зависит от цели образовательной деятельности, ее продолжительности в разных
возраст-ных группах, от количества этапов и их последовательности, от
содержания деятельности и других фак-торов, таких, как понимание самим
воспитателем, что является приоритетом конкретной НОД.
В качестве примера в приложениях 1–2
представлены примеры планов-моделей НОД по темам «Всякий труд почетен» в
старшей группе и «Зачем зайцу длинные уши?» в подготовительной группе.
Нужно ли совсем
отказываться от конспектов?
От конспектов, а также технологических
карт совсем отказываться не нужно. С помощью технологиче-ских карт молодые
педагоги смогут лучше понять структуру педагогической деятельности. Они
приго-дятся также, когда воспитатели осваивают новые образовательные
технологии.
Развернутый конспект непрерывной образовательной деятельности
нужен воспитателю, чтобы предста-вить свою работу на конкурс или разместить в
профессиональном издании.
Для ежедневной работы достаточно
компактного плана образовательной деятельности, который задает основное
направление НОД и дает возможность воспитателю и детям импровизировать,
свободно об-щаться.
Пример плана-модели НОД на тему
«Всякий труд почетен» Возрастная группа: старшая.
Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду, и их труду.
Задачи:
·
уточнить
представления детей о профессиях сотрудников детского сада;
·
обратить
внимание на особенности этих профессий, показать, чем они интересны;
· создать ситуацию, в
которой дети проявят доброжелательность, выразят благодарность
и уважение по отношению к сотрудникам
детского сада;
·
подвести к выводу
о том, что все профессии важны.
Развитие
речевого и изобразительного творчества детей дошкольного возраста через
исполь-зование ТРИЗ - технологии
Рахвалова Н.А.., старший
воспитатель
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду
является развитие с одной стороны
таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с
другой сто-
роны поисковой активности,
стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять
основную программу, а макси-мально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в
себе точный расчёт, логику, интуи-цию», так считал основатель теории
Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ
заметно активизируется творческая и мыслительная актив-ность у детей, так как
ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и нахо-дить своё
решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии,
придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской
деятельности – игровой, речевой, художе-ственном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении
дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщи-ков, которые во
взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология
развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других,
желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ
от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность
самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не
повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как
универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах
деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это
позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в
сознание ребёнка до-школьника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен
результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого,
расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт
возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольни-ков
нестандартному мышлению.
В
арсенале технологии ТРИЗ существует
множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми
дошкольного возраста:
·
Использование принципа «От простого к сложному».
Игра «Хорошо – плохо». Эта
игра помогает развивать речь ребенка, фантазию, учит рассуждать.
Она ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие ее категории, как
противоречия, воз-можность и действительность.
Итак, для игры выбирается объект
и предлагается назвать его положительные и отрицательные сторо-ны. Или
выбирается объект, вызывающий у ребенка стойкие только положительные или только
отри-цательные эмоции. Затем находим противоречия: хорошо или плохо. Понимание
детьми противоре-чивости свойств, заключенных в любых объектах или действиях,
будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего
мира.
Можно даже поделить детей на две
команды: одна – «хорошо» другая – «плохо». Тут уже идет сорев-нование, кто
больше назовет качеств.
Во время организованной
деятельности и вне занятий с помощью игры «Хорошо - плохо» можно рас-сматривать
объекты «Путешествие; объекты природы: деревья, времена года; транспорт,
животные».
·
Хорошо помогает в развитии речи по обучению детей
рассказываю такой прием как
«Бином фантазии».
Анри Воллон в своей
работе «Истоки мышления у детей» пишет, что «мысль возникает из парных
понятий»: мелкий - жесткий» два понятия, возникающие одновременно. Рассказ
может возникнуть лишь из «бинома фантазии». Необходимо лишь, чтобы два слова
разделяла определенная фантазия, чтобы соседство было сколько-нибудь необычное,
только то, где воображение вынуждено будет акти-визироваться, стремясь
установить между словами родство. Ход игры заключается в следующем: на столах у
детей лежат карточки изображением вниз, в двух стопках. Вызванные двое детей
берут из стопок по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает
соединить слова: самый про-стой способ прибегнуть к предлогам и союзам, чтобы
наглядно манипулировать карточками.
Пример: «пес и шкаф», «елка и
слон» - пес за шкафом, слон – на елке.
·
Следующая игра «Цепочка слов»
хорошо развивает мыслительную деятельность, активизирует
словарный запас детей.
Суть такой игры в том, что
случайно запавшее в голову слово (или намеренно взятое), вызывает цепную
реакцию, распространяя волны вглубь и вширь (ее еще называют Камень, брошенный
в пруд»). Похожая игра «логический поезд», где слова – вагончики.
Вагончики, как и слова, могут быть
соединены между собой. Каждое слово тянет за собой следующее.
·
Приемы ТРИЗ побуждают детей
импровизировать, развивать творческую активность в изоб-разительной
деятельности.
Начинать работу необходимо с геометрических фигур.
Ребенку предлагаются фигура на выбор, и он должен нарисовать («превратить») в
образ или композицию. На следующем занятии можно предложить листы с об-разками
ткани уже самой причудливой формы (не конкретной) и ребенок должен додумывать и
дорисовывать образ.
·
Ряд игр Джанни Родари, например, «Салат из сказок».
Принцип
такой: детям предлагается соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну
и придумать свою новую сказку, где приключения героев переплетаются и
получается новая сказка.
·
Вместе
с детьми можно создать новую машину, используя еще один метод ТРИЗ – метод фо-
кальных объектов (МФО).
Например: На занятии по
ознакомлению с животными жарких стран с помощью МФО можно нарисовать
фантастического зверя или изобрести фантастическую посуду по произведению
«Федорино горе».
·
Метод «От живых клякс».
Дети
изображают с помощью этого метода различные образы, дорисовывая их. Затем, из
полученных карти-нок можно сочинять истории.
Придумывая историю, сказку, дети учатся отправлять героев в
новые обстоятельства и находить выход из этих непредвиденных обстоятельств.
Например, по сказке С. Маршака «О глупом мышонке», дети могут придумать
варианты спасения мышонка, чтобы его не съела кошка. Знакомясь с историей по
сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», дети отправляют героев в более
современные обстоятельства – век компьютерных техноло-гий.
·
Метод «Спасательной ситуации»
в разных историях побуждает детей находить выход из про-блемных ситуаций.
Пример: «Если бы мышка не прибежала,
кто бы помог дедушке помочь вытянуть репку».
В другой
ситуации дети могут соченить эту же сказку на «Новый лад», где
лиса лишает крова дедушку с ба-бушкой, но в конце они обретают новый дом
«Терем-Репка», где живут-поживают со своими лесными зверями и горя не знают.
·
Такой метод как «Эксперименты»
в сказках не только помогают творчески мыслить, но учат быть
толерантными, совершать добрые поступки.
Данный метод можно
использовать при ознакомлении детей с английской сказкой Оскара Уайльда
«Мальчик Звезда», которая показывает сложный мир добра и зла. Здесь можно
провести следующий эксперимент: сде-лать портрет нищенки и мальчика Звезды. Из
картона сделать сердечки, после прочтения произведения дети отдают свое сердце
полюбившемуся герою и объясняют почему. В данном случае читалась сказка до того
места, когда мальчик Звезда прогнал свою мать – нищенку. Конечно же, дети
подарят свою любовь и свои сердечки – нищенке, и ни одного сердечка – мальчику.
Но за портретами можно положить две тарелки: у ни-щенки с серыми
треугольниками, а у мальчика – печенье. Потом сказать, что герои тоже хотят вас
угостить и проследить, какой подарок дети возьмут в ответ. Возможно, кто-то из
детей возьмёт серые треугольники в по-дарок, но всё равно будет поглядывать на
печенье. А кто-то возьмёт печенье и с удовольствием съест, забывая
о различии
добра и зла, поддавшись искушению. Такой метод способствует сообразительности,
решению про-блемных вопросов и принятию быстрого решения: правильно ли я
поступаю. Сделать выбор: как отделить добро и зло, а не поддаться искушению.
·
Игра «Что сначала, что
потом» помогает детям при обучении рассказыванию, т.е. составлять
рас-сказ с последующим развивающимся действием.
Дети
любят продолжение историй и неохотно расстаются с героями. Эта игра помогает
продолжить эту исто-рию.
Творческих
успехов вам, уважаемые педагоги!
Комментариев нет:
Отправить комментарий