Консультации для родителей



Консультации подготовила старший воспитатель Рахвалова Н.А.
КАК ПИТАТЬСЯ ЛЕТОМ
         Научные данные показали, что летом повышается двигательная активность ребенка, что вызывает в свою очередь, усиление обменных процессов, увеличение потребления белков, витаминов, минеральных веществ. Естественно, чтобы покрыть эти дополнительные затраты, надо увеличить как калорийностью, так и пищевую ценность детского рациона. Летом у детей уменьшается выделение пищеварительного сока, понижается аппетит. Что же делать? Необходимо повысить калорийность питания ребенка на 10-15 % и внести некоторые изменения в состав рациона. Ребенку нужно давать больше молока и молочных продуктов кисломолочных напитков, которые лучше усваиваются. Хорошо и стакан кефира (можно перед сном). Необходимы свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень. Они не только обогащают пищу витаминами и минеральными солями, но и нормализуют кислотно-щелочное равновесие в организме, которое часто нарушается в условиях перегревания.
        Необходимо изменить режим кормления, поменять местами обед и полдник. Так, в жаркое полуденное время, когда аппетит у ребёнка резко снижается, ему подойдет более легкое питание кисломолочные продукты, соки, фрукты, ягоды. А когда ребенок поиграет после дневного сна и проголодается, он прекрасно справится е калорийным, богатым белками, полноценным обедом.
        В жару у детей повышается потребность в жидкости. В жаркие дни полезно давать питье пред кормлением. Это повышает аппетит. Можно разрешить запивать второе блюдо соком, водой и т.п.
          И, наконец, не забывайте летом тщательно следить за соблюдением необходимых гигиенических правил, используйте только свежие, высококачественные продукты, тщательно мойте овощи, фрукты.






РЕБЁНОК  И  СОЛНЦЕ
Солнечные лучи или солнечная радиация, при определенных условиях благосклонно влияют на растущий организм ребенка. Они улучшают обмен веществ, повышают защитные силы, способствуют образованию витамина «Д», улучшают состав крови и губительно действуют на многие болезнетворные микроорганизмы.
Однако, злоупотреблять солнечными лучами не требует лежания под солнцем. Не надо стремиться к тому, чтобы ребенок хорошо загорел, ошибочно считать это признаком здоровья. Лучше  всего, если малыш находиться под воздействием рассеянных лучей на участке, куда солнечные лучи не проникают и где есть тень.
Пребывание ребенка в полосе светотени, воздушно-солнечные ванны благотворны для его здоровья: он не устаёт от солнца, не потеете, не перегревается, ему не угрожают солнечные ожоги. Но если ребёнку приходится находиться на участках, где мало тени, то следует ограничить пребывание на солнце.
Старайтесь, чтобы ребенок в полдень вообще не находился на солнце, т.к. это вредно: в это время в атмосфере содержатся преимущественно тепловые, или инфракрасные лучи, вызывающие перегревание.
Лучшее время для игр на участках, освещенных солнцем – утренние  часы с 9.30 – 11.30, а во второй половине дня — с 16.00 –  17.00, когда солнце находится достаточно низко над горизонтом.
Не следует малышу под прямыми солнечными лучами первый раз находиться более 5 – 6 минут. Постепенно это время увеличивается до 10-15 минут, а позднее до 40 – 50  минут (за весь день). Однако при этих условиях не теряйте бдительности, постоянно наблюдайте за самочувствием ребенка, его настроением.
Основные признаки перегревания вялость, покраснение кожи лица, головная боль, потоотделение, в тяжелых случаях может наступить потеря сознания. Если это произошло, немедленно отведите ребенка в тень, напоите остуженной кипяченой водой (давать пить маленькими глотками), на лоб положите влажное полотенце и больше не пускайте ребенка на солнце.

 







ЛЕТО И БЕЗОПАСНОСТЬ
НАШИХ ДЕТЕЙ
    Опасная статистика.
Особенно "богат" детскими травмами и отравлениями июль. Кроме того, по данным международной статистики, самое вероятное время для несчастного случая - воскресный вечер. Что касается возрастной "группы риска", то наиболее беззащитны дети 1-2-х лет.
По необъяснимой причине малышей неумолимо притягивают места и предметы, потенциально опасные для здоровья, а иногда и жизни - водоемы, канавы, колючие кусты, ядовитые растения, костры, высокие лестницы и автотрассы с оживленным движением.
Учитывая все это, родителям надо все время быть начеку, не оставлять ребенка без присмотра. Отправляясь с малышом на отдых, не забудьте взять с собой домашнюю аптечку и его медицинский страховой полис.






Солнце доброе и злое
  Истосковавшись по теплу и свету, летом мы проводим слишком много времени под прямыми солнечными лучами, забывая об опасности ожогов и тепловом ударе. Еще до наступления жары следует приобрести детский защитный крем, предохраняющий кожу от избытка ультрафиолета.
   Солнечные ожоги вовсе не так безобидны, как думают многие. Доказано, что они могут приводить не только к преждевременному старению кожи и развитию фотодерматита (аллергии к солнечным лучам), но и к снижению зрения и даже к онкологическим заболеваниям (раку кожи).
Как защитить ребенка от солнечного ожога и теплового удара:
  • Выходя на улицу, обязательно надевайте малышу панамку.
  • Если ребенку нет еще 6 месяцев, крем от загара использовать нельзя, просто не подставляйте малыша под прямые солнечные лучи.
  • Для детей старше 6 месяцев необходим крем от загара, с фактором защиты не менее 15 единиц.
  • Наносить защитный крем следует на открытые участки кожи каждый час, а также всякий раз после купания, даже если погода облачная.
  • В период с 10.00 до 15.00, на который приходится пик активности ультрафиолетовых лучей А и В, лучше вообще не загорать, а посидеть в тени.
  • Даже если ребенок не обгорел в первые 5 дней, срок пребывания на открытом солнце не должен превышать 30 минут.
  • Ребенок периодически должен охлаждаться в тени - под зонтиком, тентом или под деревьями.
  • Одевайте малыша в легкую хлопчатобумажную одежду.
  • На жаре дети должны много пить.
  • Если ребенок все-таки обгорел, заверните его в полотенце, смоченное холодной водой, а вернувшись домой, оботрите раствором, состоящим воды и уксуса в соотношении 50 на 50.
  • Летом повышается риск и термических ожогов. Сидя у костра или помешивая в тазу варенье, будьте предельно внимательны, если рядом с вами находится маленький ребенок.
  • Если размеры ожога превышают 2,5 сантиметра, он считается тяжелым, и ребенку требуется специализированная медицинская помощь. До того, как н будет доставлен в больницу или травмпункт, нужно позаботиться об охлаждении места ожога. Нельзя вскрывать волдыри, накладывать на ожог пластыри - лучше ограничиться свободной стерильной повязкой.

Укусы насекомых

         С наступлением лета появляется большое количество различных сезонных насекомых. Если бабочки, стрекозы и кузнечики вполне безобидны, гораздо менее приятны их "кусачие" собратья - мухи, слепни, комары, некоторые муравьи, клещи и т.д.
Справиться с ними в помещении можно при помощи фумигатора. Для детской комнаты предпочтителен фумигатор, работающий от сети, поскольку он в отличие от тлеющей спирали, не поглощает кислород. Москитная сетка или даже обычная марля, помещенная на окно, - обязательный элемент защиты ребенка от назойливых насекомых.
Во время прогулок малыша выручат специальные салфетки-репелленты, пропитанные особым составом, запах которого отпугивает летающих "агрессоров" на протяжении нескольких часов.
Укусы пчел, ос или шмелей не только болезненны, но иногда приводят к развитию серьезных аллергических реакций, вплоть до анфилактического шока и астматического приступа. Эти состояния требуют немедленной госпитализации ребенка.
Многих страшат укусы лесных клещей, которые якобы могут вызвать энцефалит. Однако лесные массивы Среднерусской возвышенности не таят никакой опасности. Другое дело, таежные регионы России, где могут обитать иксодовые клещи, передающие вирус страшной болезни. Чтобы уберечь ребенка от укусов клещей, необходимо прежде всего защитить волосы и открытые участки кожи - экипировать его головным убором и надевать вместо шорт длинные брюки, заменить открытые сандалии закрытой обувью, а футболки и безрукавки - рубашкой с длинными рукавами.


 




Пищевые
отравления

Летом мало кто из родителей удерживается от соблазна напоить малыша парным молоком или угостить его немытыми ягодами из сада, овощами с огорода. Парное молоко очень вредно для маленьких детей, поскольку в отличие от молока, прошедшего тепловую обработку и стерильно упакованного, оно может вызвать не только кишечные расстройства, но и инфекционные заболевания.
Такие ягоды, как клубника, малина и земляника необходимо мыть особенно тщательно. Немытая или плохо промытая зелень "со своего огорода" может привести к развитию у ребенка иерсиниоза, известного также под названием "псевдотуберкулеза" или "мышиной лихорадки".
Даже обычные для ребенка продукты питания в жаркое время года быстро портятся, а срок их хранения сокращается.
Недопуcтимо поить ребенка сырой водой, даже родниковой или после очистки через фильтр.

·        Как избежать пищевого отравления:
·        Мойте руки до и после того как дотронулись до пищи.
·        Горячую пищу следует разогревать и подавать в горячем виде. Готовьте мясо и молочные продукты при температуре не ниже 70 градусов.
·        Скоропортящиеся продукты можно держать не в холодильнике - при комнатной температуре (около 20 градусов) - не более 2-х часов. Если в жару вы отправились на пикник, то время хранения продуктов снижается до 1 часа.
·        После соприкосновения с сырым мясом посуду необходимо вымыть самым тщательным образом, а разделочную доску лучше отдраить жесткой губкой.
·        Во время приготовления и разогрева пищи в микроволновой печи периодически помешивайте ее или пробуйте, взяв продукт из разных мест, т.к. температура в СВЧ распределяется недостаточно равномерно.
·        Перегретый автомобиль превращается в настоящий инкубатор микробов. Продукты можно держать в машине не дольше, чем время таяния мороженого.
Консультация для родителей
                        Игротека в кругу семьи
Подготовила
Старший воспитатель Рахвалова Н.А.



Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе...». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался...» (Шарик).

«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).

«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Доскажи сказку»

 Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

    

    


«Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».
  • Обитает в воде (значит, на суше);
  • Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
  • Хвост очень длинный (значит, короткий);
  • Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
  • Очень любит солёное (значит, сладкое).  Кто это?

Источник https://nsportal.ru/user/264984/page/roditelskaya-entsiklopediya




Хотим поделиться  рецептами, как занять ребенка, если нужна минутка тишины и спокойствия. Эти способы помогут малышу стать самостоятельней, научиться играть самому и развиваться.
                                                                           Подготовила ст.воспитатель Н.А.Рахвалова
1. Рисование. Дать ребенку альбом, краски, фломастеры, карандаши – и он занят пока все вокруг не изрисует. Вместо альбома можно использовать рулон старых обоев или ватман.
2. Раскраска. Заготовки для раскрашивания легко найти в интернете и распечатать, ну или купить в магазине.
3. Дополнить или закончить рисунок. Заготовки также нетрудно распечатать или даже нарисовать самим. Ребенок будет пытаться закончить недорисованный рисунок, где не хватает деталей или целой части, главное, чтобы картинка была ему интересна.
4. Лепка. Пластилин, соленое тесто или тесто для лепки – все подойдет. В дело могут идти и разные подручные мелочи, такие как пуговицы, семена, стрежень ручки или трубочка от сока.
5. Магниты. Фигурки животных, цифры, буквы – они такие яркие и красивые, а еще они притягиваются и помогают малышу узнавать столько нового. Младшие дети могут выстраивать из них кружочки, а старшие – составлять слова или играть в зоопарк, ферму.
6. Буквы и цифры из цветного картона увлекут на некоторое время неугомонного карапуза. Можно пририсовать им глаза, носы и рты.
7. Вырезать картинки из журналов. Достаточно показать ребенку, как пользоваться безопасными ножницами и ребенка уже не оторвать от красивых картинок в старых журналах.
8. Коллаж из вырезанных картинок, сухих листьев и цветов – отличный способ развивать творческие способности и мелкую моторику. Для этого понадобится клей или домашний клейстер.
9. Цветная бумага и дырокол. Красивые цветные кружочки можно наклеивать на бумагу, составлять узоры, главное, не забыть потом хорошенько пропылесосить.
10. Двусторонний скотч поможет создавать композиции, прикрепляя камушки, ракушки, трубочки и палочки, цветочки.
11. Пазлы. Если ребенок еще не знаком с таким развлечением, то можно разрезать открытку или картинку на несколько частей – пусть собирает.
12. Наклейки. Со временем ребенок  научится аккуратно наклеивать картинки на бумагу, а пока ему будет просто интересно это делать.
13. Сделать книжку или открытку и оставить ребенка ее украшать. Надписи, рисунки, картинки, даже высушенные растения подойдут для декора.
14. Игра с прищепками. Можно взять ведерко и крепить прищепки к его краям, вырезать из картона ежика или солнце и украсить их.
15. Сделать коробочку с различными предметами. Занятие подойдет для детей от 3 лет. В коробочку можно сложить различные предметы, интересные ребенку, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, скрепки, монетки, шнурки, бусы, часы, кулоны.
16. Игрушки-шнуровки или ботиночки со шнурками.
17. Одевание кукол. Предложить ребенку одеть любимую куклу в одежду с пуговицами.
18. Бусы или ожерелья. Можно дать ребенку ленты и красивые бусины, пуговицы или макароны, чтобы он делал маме ожерелье.
19. Комочки из ваты и резиновая груша. Скатать вату в небольшие комочки и показать ребенку, как забавно они разлетаются, если пустить на них воздух из груши, ну или просто подуть на них.
20. Ракетка и шарик для тенниса. Подвесить шарик в дверной проем и дать ребенку ракетку, чтобы он учился отбивать.
21. Боулинг. Построить малышу пирамидку из кубиков или выставить кегли, кукол (да что угодно!) и показать, как сбивать предметы мячиком. Ребенок будет выстраивать предметы и снова их разбрасывать.
22. Старая сумка или косметичка. Дети любят копаться в маминой сумке. Им нравится открывать замочки, заглядывать в кармашки. Можно сложить туда разные предметы, чтобы еще больше подогреть интерес к игре. Аналогично можно развлечь ребенка, показав ему старый чемодан.
23. Ненужная клавиатура или компьютерная мышь.
24. Калькулятор. Если дома завалялся старый большой калькулятор, то он тоже может стать интересной игрушкой, особенно если он еще в рабочем состоянии.
25. Съемный замок с ключом. С помощью него можно научить ребенка открывать и закрывать замки.
26. Крупы и воронка. Дети любят играть крупой и это часто используют на развивающих занятиях. Если дать ребенку большую посуду, крупу и воронку, то можно надолго его занять. Главное, чтобы у родителей была возможность все убрать.
27. Манка и сито. Просеивать манку и находить в ней «сокровища» вроде макарон или фасоли может оказаться очень занимательным. Если взять темный поддон или тарелку, то можно даже рисовать пальчиками.
28. Кухонная утварь. Дети разных возрастов любят играть посудой. Здесь подойдут дуршлаг, кастрюли, крышки, сковородки, контейнеры для еды, пластиковые стаканчики и другие предметы.
29. Пряжа или нити для вязания. Толстые цветные нити интересно наматывать на катушки или зверушек из картона. Если позаботиться заранее о формочках в виде животных или насекомых и показать ребенку как их можно украсить, то получатся оригинальные поделки.
30. Сделать с ребенком островки из книжек или подставок для горячего – пусть он ходит вокруг, бегает, размещает на них игрушечных зверушек или кукол. Аналогично можно сделать ручейки и дорожки из ленточек или малярного скотча.
31. Лабиринты. Натянуть веревки или бельевые резинки между мебелью. Лабиринт также можно сделать из клейкой ленты или малярного скотча просто наклеив полосы на пол.
32. Построить домик. В ход могут идти любые предметы: подушки от дивана, покрывала, простыни, стулья.
33. Паровозик из стульев. Ребенок рассаживает игрушки «по вагонам».
34. Тоннель. Свернуть ковер или дорожку и расставить игрушечные машинки.
35. Дать фонарик. Устроить теневой театр.
36. Дать лупу. "Мы юные следопыты".
37. Предложить ребенку одеть игрушки в одежду. Так можно поиграть в осень, зиму, лето.
38. Свернуть лист бумаги конусом и заклеить, чтобы получилась подзорная труба.
39. Поиграть в больницу, школу, садик, магазин.
40. Коробка. Коробку можно превратить в кукольный домик, гараж или кроватку.
41. Вытирание пыли. Дать ребенку тряпку и показать, где можно прибраться.
42. Мытье зеркал. Если мама еще и водичкой побрызгает, то будет вдвойне интересней. Потом можно корчить рожицы или красоваться перед зеркалом.
43. Игры с водой. Можно использовать емкости разного объема или лейку.
44. Рыбалка. Дать ребенку шумовку или сачок и показать, что можно вылавливать нетонущие предметы из таза с водой. В качестве «рыбок» можно приспособить резиновые игрушки или шарики.
45. Рисование на световом столе. Для этого понадобятся пара табуреток, стекло и лампа. Из этого набора соорудить стол, а лампу поставить на пол под стеклом и направить свет вверх. С помощью такого стола легко будет перерисовать любую красивую картинку.

Рекомендации  родителей на период самоизоляции.

Подготовила ст.воспитатель Н.А.Рахвалова
      
Материал базируется на исследованиях и учебном курсе «Педагогическая физиология» ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», требованиях СанПиН
* В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
      Оказавшись в форс-мажорных обстоятельствах по причине распространения коронавирусной инфекции COVID 19 (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) общество и система образования в частности, столкнулись с рядом проблем, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни в том числе и образовательного процесса, который перешел в дистанционный формат.
Дистанционное обучение при этом системами образования было воспринято, как переход на виртуальный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ. Однако, данный резкий переход произошел без учета возрастных и психофизиологических особенностей детей.
     А любая новая, непредвиденная, а главное, внезапно поменявшаяся социальная и учебная ситуации являются состоянием стресса, тем более для ребенка.
     В итоге в стрессовой ситуации оказались и дети, и педагоги, и родители. Но в группе риска, с точки зрения здоровья, в данной ситуации находятся именно дети, так как перевод детей на новый для них формат обучения и, в целом, в новые социально-эмоциональные условия, произошел без предварительного исследования функционального состояния ребенка и его готовности к новой учебной ситуации и без исследования и апробации адекватности учебных нагрузок в рамках онлайн обучения и его (онлайн обучения) целесообразности, эффективности, безопасности для физического и психического здоровья и развития детей.
     Помимо, технической стороны вопроса, доступности самих технических средств, грамотного владения как детьми, так и взрослыми, мультимедийными инструментами, качества образовательных платформ, дети оказались внезапно вынуждены проводить за компьютером более чем допустимое количество времени, находясь в состоянии напряжения (учитывая, что не всегда возможны качественная передача изображения, звука, скорость интернета, всевозможные сбои и помехи онлайн режима и пр. напряжение ребенка вырастает в разы, чтобы расслышать и выполнить задания педагога), что противоречит всем медицинским и педагогическим рекомендациям, санитарно-гигиеническим требованиям и может привести к нарушению развития, нанести вред здоровью.
    Любые используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиолого-гигиенической экспертизе, которая позволила бы оценить возможности и риски их использования.
     «Беда всех инноваций в образовании: заранее не просчитываются риски» – считает Марьяна Михайловна Безруких, академик Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей.
    В сложившейся нестандартной образовательной ситуации с учетом выросшей по объему работы за компьютером, крайне важно учитывать психофизиологические закономерности развития дошкольников и младших школьников и выделить основные возможности и риски образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн обучения (а также предлагаемых многими образовательными организациями и Интернет-ресурсами онлайн занятий (или в записи) для дошкольников) и адекватность учебной нагрузки, на которые педагогам и родителям важно обращать внимание с целью предупреждения развития / усугубления стресса у детей и ухудшения здоровья.
     
   Психофизиологические основы организации эффективной работы при использовании компьютера
    Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в учебном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.
    Работа за компьютером (даже в течение 10–15 минут) – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания и работы без отвлечений. Последняя связана не только с максимальной мобилизацией организма (памяти, внимания, мышления), но и со значительным напряжением механизмов, обеспечивающих произвольную организацию и регуляцию деятельности.
    Работа за компьютером связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. При этом чем интереснее и увлекательнее задание, тем выше может быть эмоциональное напряжение, эмоциональная нагрузка.

    Работа за компьютером сопровождается высоким статическим напряжением мышц, обеспечивающих относительное неподвижную позу, мышц руки, кисти, пальцев. Особое напряжение организма вызывает статическая поза, связанная с напряжением мышц плечевого пояса (шея, плечи, руки).
    Необходимо отметить: чем младше ребёнок, тем быстрее наступает мышечное утомление, тем скорее он принимает позу, которая может привести к искривлению позвоночника и нарушению развития мышц.
Работа за компьютером связана с интенсивной работой зрительного аппарата, напряжением зрения. Напряжение глаз в данном случае определяется не только тем, что изображение (даже на самом совершенном) незаметно пульсирует, объекты не подвижны, а порой движутся в поле зрения с очень большой скоростью. Кроме того, в процессе работы необходим быстрый перевод взгляда с экрана на клавиатуру, к бумажному носителю/рабочему материалу и обратно.
     Специальные исследования доказали, что длительная работа за компьютером ведет к нарушению зрения. Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказать и скорость движения объектов на экране монитора, и частота звуковых стимулов.
Однако правильно организованная работа за компьютером имеет немало преимуществ, поскольку интересна, увлекательна, развивает творческие способности, способствует развитию внимания, памяти, мышления, моторных навыков, координации движения, организации деятельности, внимания, коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, при помощи компьютера ребенку легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения.
      Для работы за компьютером необходимо соответствующее развитие / зрелость следующих познавательных функций:
• сформированность механизмов организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;
• развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
• развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);
• развитие интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных коор­динаций.
      Следует отметить, что у большинства школьников все эти функции к   началу обучения в школе недостаточно сформированы, и их развитие идет постепенно с семи до десяти лет. Всё это позволяет считать работу за компьютером достаточно напряженным видом деятельности, и именно поэтому важна рациональная организация учебного процесса при его использовании.
    Для того, чтобы работа за компьютером была эффективно включена в учебный процесс, необходимо учитывать следующие факторы:
• гигиенические требования (СанПиН) к организации работы за компьютером
• возрастные особенности детей;
• адекватные возрасту сертифицированные программы.
   Факторы риска
При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:
• излучение от компьютеров;
• изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
• особенности условий зрительной работы;
• длительность и сложность различных видов работы.
    Длительная работа на компьютере сопровождается напряжением зрительного анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды (рассматривание на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала на близком расстоянии и считывание информации в виде мелких знаков – букв, цифр). Периодический перевод взгляда на клавиатуру или текст, расположенные на столе, требует быстрой адаптации органа зрения к иным условиям освещения. Поэтому напрягать глаза в этих условиях приходится сильнее, чем при зрительной работе (чтении книг, просмотре телевизионных передач).
     Работа на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, гораздо большую, чем при обычных учебных занятиях.
    Подобные факторы могут ухудшать состояние ребенка и снижать его работоспособность.
     Очень уязвима и психика ребенка. На фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка.
   Режим и адекватность нагрузки
   Значительная часть школьных проблем связана с организацией общего режима дня ребенка, с тем, как распределяются нагрузки. Адекватность нагрузки и эффективность организации учебного процесса прежде всего отражаются на работоспособности детей.
Рационально организованные занятия или урок – это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но что более важно – соблюдается оптимальный темп деятельности, не создаётся ситуация временного цейтнота, подгонки, дефицита времени.
    Для обеспечения эффективной организации внимания и всей деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
1. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Её нечеткость, использование учителем непонятных слов, многоступенчатость задания создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Сложное (многоступенчатое) задание следует делить на этапы и определять последовательность их выполнения. Кроме этого, необходимо четко определять критерии завершения работы.
2. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3–5 мин. непрерывной работы в 1–2 классах, 5–8 мин – в 3–4 классе, на 15–20 мин, максимум 30 мин – для учащихся старших классов. Мнение о том, что старшеклассники могут не уставать при работе за компьютером, не соответствует данным специальных исследований. Доказано, что непрерывная работа за ним в течение 30 мин является чрезмерно утомительной.
      Работа на компьютере сопровождается значительным напряжением не только зрения, но и ухудшением функционального состояния центральной нервной системы и снижением общей работоспособности. Степень утомления находится в прямой зависимости от длительности работы за монитором: выраженное утомление наблюдается с 20–25-й минуты; спазм аккомодации отмечается спустя 75 минут непрерывной работы, снижение функционального состояния слухового анализатора (слуховое утомление) – через 90 минут работы.
3. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиатурой). Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия.
4. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.
    Особенно сложна работа за компьютером в начальной школе. При ней ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость его переключения в младшем школьном возрасте еще невысока, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Не следует забывать еще об одной особенности детей этого возраста – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности.
   Одновременное выполнение двух или более действий чрезвычайно сложная, а порой просто не выполнимая для младшего школьника задача. При работе за компьютером неизбежно совмещение двух и более различных действий (читать текст на экране и одновременно работать мышью или использовать клавиатуру и т.п.).
     На начальных этапах обучения (работа с мышью, клавиатурой) категорически противопоказано форсировать темп работы. Это связано с возрастными особенностями развития зрительно-моторной координации (интеграцией взаимодействия системы зрительного и зрительно-пространственного восприятия и движений руки). Все это создает дополнительное напряжение при выполнении двигательных действий.
     У значительной части школьников 7–8 лет (около 30–35%) недостаточно сформированы и механизмы регуляции произвольных движений и зрительно-пространственного восприятия. Это определяет сложность и длительность формирования двигательного навыка, трудности формирования серийной последовательности действий, к которым относятся освоение работы с мышью и особенно с клавиатурой, а также обучение письму на латинице.
При организации работы с учащимися необходимо:
• четко формулировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;
• выполнять каждое действие медленно;
• объединять действия в серию только после освоения каждого из них.
     Работа за компьютером связана со сложнейшими процессами зрительного восприятия, различения и дифференцировки разного рода зрительной информации. Особенно сложен для детей 6–7 лет процесс восприятия незнакомых символов (графических знаков, схем, моделей).
     Следует учитывать, что максимальная длина безошибочно воспроизводимого 7-летним ребенком текстового ряда составляет 5,4 символа, а в 10-летним – 6,4 символа. Это создает ряд ограничений в подаче информации и определении скорости ее восприятия.
    Важно помнить, что ребенок – это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза*. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».
* Рефракция глаза – оптическая (зрительная) установка при покое аккомодации (приспособленность к рассматриванию предметов, находящихся на различном расстоянии).
Как избежать переутомления детей при занятиях на компьютере
      Нарастание утомления связано в основном с условиями организации занятий на компьютере и с функциональным состоянием ребенка.
К условиям организации занятий относятся правильное (рациональное) компьютерное устройство и оснащение рабочего места, рациональная рабочая поза; благоприятные показатели внешней среды, где проводится работа на компьютере; качество самого компьютера, соответствие используемых компьютерных программ возрасту детей, сложность выполняемого задания, режим работы и т.д. В режиме главным является длительность работы.
Как долго ребенку можно работать на компьютере?
    Известно, что нерегламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению человека. При систематическом же переутомлении могут возникнуть различные «сбои» в организме, нарушения здоровья. Поэтому любой вид деятельности должен нормироваться.
     Особое внимание следует обращать на нормирование занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку они очень чувствительны к различного рода нагрузкам в силу продолжающегося интенсивного развития и созревания физиологических систем, которые в этом возрастном периоде отличаются неустойчивостью функционирования.
    Функциональные возможности центральной нервной и зрительной систем у детей 6-летнего возраста позволяют им без утомления, без ущерба для здоровья справляться с работой на компьютере лишь в течение 15 минут. Особенно неблагоприятные изменения при работе на компьютере выявлены в группе детей, имеющих слабую силу цилиарной мышцы, т.е. склонных к миопии.
    Таким образом, здоровым детям непрерывно работать за компьютером следует не более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения (оба родителя – близорукие), эту длительность целесообразно сократить до 10 минут.
     Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Необходимы правильное (рациональное) компьютерное устройство и оснащение рабочего места, удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, ручки или карандаша.
2. Качество самого компьютера, качество и соответствие используемых компьютерных программ возрасту детей, сложность выполняемого задания.
3. Особое внимание следует уделить качеству компьютерных программ: размеры, расположение и скорость подачи стимулов, фон (наиболее благоприятный – салатового цвета).
4. Рабочее место и правильная поза ребенка. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Необходимо создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для детей, рост которых составляет 115–130 см, рекомендуется высота стола 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей выше 130 см – 60 и 36 см, соответственно. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от монитора компьютера, но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взгляда (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.
    Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги – согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
     Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
5. Рекомендуется следующий режим работы за компьютером.
Непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взгляда непосредственно на экране монитора, не должна превышать следующих параметров:
• для учащихся 1–4 классов – 15 мин;
• для учащихся 5–7 классов – 20 мин;
• для учащихся 8–9 классов – 25 мин;
• для учащихся 10–11 классов: в первый час учебных занятий – 30 мин, во второй – 20 мин.
Считается, что оптимальное число занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня может быть следующим:
• для учащихся 1–4 классов – 1 урок;
• для учащихся 5–8 классов – 2 урока;
• для учащихся 9–11 классов – 3 урока.
    Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня работоспособности учащихся, их правильного физического развития, профилактики нарушений в состоянии здоровья, в том числе нарушений осанки и зрения.
6. Темп работы ребенка за компьютером не должен быть высоким, «навязанным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.
7. Особое внимание следует обратить на детей с нарушениями зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.
8. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
8. Для леворуких детей необходима специальная мышь, специальное освещение рабочего места.
9. В помещении, где используется компьютер, необходимо регулярно делать влажную уборку, а также протирать сам компьютер с помощью специальных салфеток.
10. Желательно разместить недалеко от компьютера кактусы; считается, что эти растения поглощают излучения компьютера.
11. Почаще проветривайте помещение, а для того чтобы увеличить влажность воздуха желательно разместить аквариум или другие емкости с водой.
12. После каждого занятия рекомендуется выполнить 2–3 упражнения для снятия напряжения зрения (офтальмотренаж) и расслабления мышц туловища.

Желаем успеха! Берегите себя!

Безопасность детей в сети интернет

Подготовила
старший воспитатель
Н.А. Рахвалова
 Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:
 • Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
 • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета.
 Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
 • Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.
 • Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.
• Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
• Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путѐм отправки sms, – во избежание потери денег.
 • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
• Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за шесть кликов можно перейти от «белого» сайта к «чѐрному».
• Научите ребенка самостоятельно вносить адрес в адресную строку браузера. Это позволит избежать сайтов-клонов.
 Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
 • Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.
 • Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребенок.
 • Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб - фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети.
 • Если ваш ребенок – учащийся младших классов и часто остается дома один, ограничьте ему время пребывания в Интернете.
 • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
• Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
 Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
 • Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет - грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
• Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.
 Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет - зависимости:
• Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.
 • Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – все это может быть признаками зависимости от Интернета.
 • Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.
 • Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.
Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров: Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером? В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10 - 15 минут. Для детей в возрасте 7 - 8 лет ограничение составляет 30 - 40 минут в день. В 9 - 11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа - двух в день. Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.






Советы спасателей, как защитить ребёнка от падения из окна
И что делать, если беда всё-таки случилась
В середине мая в Брейтово из окна второго этажа выпала годовалая девочка. На следующий день ещё один случай — в Угличе из окна выпал пятилетний мальчик. Полуторагодовалый мальчик выпал из окна квартиры на третьем этаже в Переславле. Каждый год с наступлением тепла в Омской области происходят трагедии — из окон падают маленькие дети.
Мы поговорили с пресс-секретарём Центра гражданской защиты Ириной Грушниковой, чтобы узнать, как родителям избежать возможной трагедии и что делать, если вы стали её свидетелем.
— Как только становится тепло, мы все открываем в квартире окна. Учитывая, что у большинства людей стоят пластиковые стеклопакеты, которые открываются настежь, часто бывает, что из них падают дети. Что надо сделать взрослым, чтобы избежать этого? Ведь нереально контролировать ребёнка каждую секунду.
— Во-первых, необходимо убрать от окон всю мебель. Никаких диванов, кресел возле подоконников. Я советую всем родителям: чтобы понять, что ребёнку может угрожать в квартире, до чего он может дотянуться, встать на колени — опуститься на его уровень. Перед вами предстанет совершенно другая картина — вы увидите даже те опасные острые углы мебели, которые для взрослых безопасны, а ребёнку они могут нанести серьёзные травмы. Мебель в комнатах должна быть настолько тяжёлой, чтобы ребёнок даже волоком по полу не мог дотащить её до подоконника.

— Как же стулья, табуреты на кухне? Их не утяжелить.
— Как правило, мамочки отвлекаются от ребёнка, когда готовят что-то на кухне. И если малыш возьмёт и потащит табурет с кухни, вы услышите это и сможете мгновенно на его действие среагировать. 
— Можно вообще как-то эту детскую тягу к окнам минимизировать?
— Я советую вообще не показывать ничего из окон маленьким детям, не подносить их к окну, не показывать летающих за ним птиц и уж ни в коем случае не ставить, не сажать ребёнка на подоконник. Да и самим при ребёнке стараться не открывать, не мыть окна. Взрослые часто недооценивают способности своих детей. Мол, малыш и не запомнил, что я тут делал. Это не так. Ребёнок запомнит всё, а потом в самый неподходящий момент попытается повторить ваше действие.

— Есть какие-то приспособления, чтобы защитить детей от распахнутых окон?
— Есть цепочки-ограничители, как на дверях, которые не позволят ребёнку раскрыть окно нараспашку. Они крепятся, как правило, наверху створки, чтобы малыш не смог до них дотянуться, и ограничивают на такое расстояние, чтобы не смогла пролезть голова ребёнка. Также можно заменить оконные ручки и поставить их с замком. То есть на проветривание окно будет открываться, а вот чтобы открыть его полностью, понадобится ключ. 

Устанавливают ещё специальные решётки. Белые пластиковые решётки крепят снаружи окна. Они метр высотой и состоят из вертикальных прутьев, как детская кроватка, чтобы ребёнок не смог ни за что зацепиться и забраться. Ну и совсем радикальный способ — снять ручки с окон.

— Что делать, если трагедии не удалось избежать? Какие должны быть действия человека, который увидел, как малыш упал с высоты?
— Конечно, первым делать вызвать скорую помощь.

— Людям же инстинктивно сразу хочется кинуться помогать.
— Взрослым хочется схватить — спасти маленького ребёнка, который попал в беду. В этом случае так делать категорически нельзя. Вы же не знаете, какие травмы получил ребёнок при падении, и можете очень сильно навредить, поэтому поднимать его категорически нельзя. Что вы можете сделать — укрыть теплым одеялом. Это поможет, когда организм получил сильные повреждения. Если видите, что затруднено дыхание из-за того, что при падении что-то попало в рот, то несколько взрослых могут очень аккуратно и одновременно повернуть ребёнка набок. При этом, повторюсь, действия должны быть одновременными и очень плавными, чтобы в случае переломов не произошло каких-то смещений. И дожидаться скорую. Всё, больше никакой помощи вы оказать не можете.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Результаты конкурса «Огород на окне» Номинация «Младшие, средние   группы» 1 место: 12 группа, 6 группа, 7 группа 2 место: 13 группа...