четверг, 4 апреля 2024 г.

 

Рахвалова Надежда Анатольевна,

старший воспитатель

бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска

 «Центр развития ребенка – детский сад № 302».

 

Эффективные практики  использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.

Аннотация: статья посвящена здоровьесберегающим технологиям в развивающей предметно-пространственной среде при формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, укрепление здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач, поэтому выявление особенностей организации и содержательной деятельности дошкольной организации в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников, обоснование направления организационной работы по обеспечению целостного подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного здоровья детей – ведущая стратегия. Сегодня создана модель двигательного режима дошкольников, включающая нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности педагогов по формированию культуры здорового образа жизни дошкольников. Укрепление здоровья детей – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовании, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить только положительные результаты.

Ребенок большую часть своего времени проводит в детском саду, поэтому важную роль в здоровье детей играет развивающая предметно-пространственная  образовательная среда. Для формирования культуры здоровья детей необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.  

В детском саду № 302 одним из  приоритетных направлений является здоровьесбережение детей. В рамках проекта «Береги здоровье смолоду», направленного на создание развивающей среды, способствующей формированию у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении здоровья, апробирована программа развития детского сада «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ».

Согласно программе развития, в детском саду создана система мер по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждой группе соблюдаются гигиенические требования к составлению расписания образовательной деятельности; к режиму дня; внедрению ряда профилактических, лечебных, оздоровительных, психокоррекционных мероприятий.

В детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности детей, интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки. Образовательная деятельность построена с учетом  динамики работоспособности, обязательно используются физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики. Существуют единые подходы к организации питания, сна, закаливания, формированию культурно-гигиенических навыков, соблюдению требований к рассаживанию детей  (на занятиях дети рассажены с учетом зрения, слуха, роста).[4, с.57]

В нашем детском саду проводятся системные мероприятия для оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, ведется лечебно-оздоровительная и профилактическая работа. Для детей каждой возрастной группы введены схемы оздоровления, в которые вошли разнообразные технологии закаливания и оздоровления:

- дыхательная, пальчиковая, коррекционная гимнастики;

- гимнастика после дневного сна, воздушные ванны (сон без маек);

- увлажнение воздуха в группах (в каждой группе имеются увлажнители);

- ароматерапия (группы оснащены аромалампами).

А также нетрадиционные здоровьесберегающие технологии  такие как:

-  биоэнергопластика,  дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;

-  «Гимнастика мозга» Пола  и  Гейл Деннисон, адаптированные Р.А. Захаровой и И.В. Чупахой  для работы с дошкольниками;

-  театр физического развития и оздоровления Н.Н. Ефименко;

-  кинезиологические упражнения;

-  динамические паузы.

 Оздоровление детей идет  и  через общеукрепляющие упражнения в бассейне и обучение плаванию. В детском саду апробирована программа «Веселые рыбки», в которую включены комплексы упражнений для обучения плаванию детей разных возрастных групп.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения, формирования психоэмоционального комфорта мы  используем элементы психогимнастики на занятиях. Это игры: «Кто больше знает слов», «Ласковушки»,  игровые зарядки для коррекции эмоциональной сферы: «Три медведя», «Кошечка», «Волшебный сон». Эти зарядки проводятся  как дополнение к утренней гимнастике и гимнастике после сна. Для снятия стрессов у детей   используем   вибрационные  упражнения А. Уманской и К. Динейки.

В   их основе - естественные движения детей. Например: стряхивание с себя капель дождя, воды, росы, снега. Самомассаж проводится  в игровой форме: «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками» Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами.

В группах оборудованы уголки здоровья. Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками воспитателей и с помощью родителей:  коврики из пробок и пуговиц, верёвки с узелками, султанчики и вертушки  для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

Во время прогулок воспитатели стараются  использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Охотник  и  зайцы», «Колобок», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Огуречик»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю»  и много других игр.

Для профилактики плоскостопия на улице используется дорожка «Тропа здоровья», ступая по которой,  стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж точек нижней части стопы.

Для поддержания микроклимата в группах  проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Много положительных эмоций  получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», военно-спортивная игра «Зарница», «Веселые рыбки», «Веселый малыш», «01 спешит на помощь», игровые и спортивно–познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов и родителей. В группах систематически оформляются консультации для родителей по тематике: «Витамины в овощах и фруктах», «Личная гигиена дошкольников», «Расти здоровым, малыш», «Нужен ли дневной  сон?». Активное участие родители принимают в совместных спортивных мероприятиях с детьми, в родительских собраниях, посвященных  проблемам здоровьесбережения: «Профилактика гриппа. Оздоровление детей в детском саду и дома», «Поговорим о правильном питании», «Здоровье ребенка в ваших руках».

Почетное право предоставить свой опыт  на  родительской  конференции по  оздоровлению  в  семье  получают родители по результатам участия в конкурсе проектов по оздоровительной деятельности.

Таким образом, единая система "детский сад - дети - родители " на данный  момент функционирует достаточно успешно. Приведенные  выше  методы могут  использоваться как в режимных моментах детского сада,  так и в домашних  условиях, что будет  способствовать положительному  результату проводимой  работы. Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, является положительная динамика состояния здоровья детей.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.[3,с.101]

Литература:

1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ – Волгоград: Учитель, 2006

    2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии -М:ТЦ Сфера, 2010

    3. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров» (Дидактические игры и игровые

     задания) СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 32 с.

4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

    5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье – М: Школьная Пресса, 2008

        

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Результаты конкурс а «Ч удеса с осенней грядки » Номинация «ВОЛШЕБНАЯ ТЫКВА» 1 МЕСТО Куксгаузен З...