Консультация для воспитателей на
тему:
«Характеристика основных методов,
приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей дошкольного
возраста»
В формировании
экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий
подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и
способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между
природой и обществом.
Комплексное изучение природы родного края
складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу,
посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который
расположен в игровой комнате.
Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают
определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край,
область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края,
полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться
в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий
формирования экологической культуры успешно осуществляется в
природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.
Следующим условием формирования
экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика
которой складывается из обобщённых требований, предъявляемых современным
уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности
творческой доминанты, как указывают исследования А.С. Самборенко,
Ш.А.Амонашвили, Б.Т. Лихачёва и других, является одним из актуальнейших
вопросов современной педагогики.
Творческое начало в педагогической деятельности
воспитателя ДОУ определяется самой спецификой учебно-воспитательного процесса,
условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций,
требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и
осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной
педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребёнку,
чувствовать ответственность перед его судьбой, стремиться к пониманию каждого
ребёнка.
Главная функция педагога – управление
процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять
учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван педагог.
Воспитатель – это всегда активная творческая
личность. Его задача состоит в том, чтобы расположить воспитанника к
педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и
незаметной.
Воспитатель –
главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом
образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его
деятельности – формирования экологической культуры. Понимание экологических
проблем и причин их порождающих, ощущение гражданской ответственности за
сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить её.
Профессионализм и педагогическое мастерство:
владение методикой экологического воспитания, понимание целей и задач
экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в
практике работы с детьми, творческий поиск в её совершенствовании.
Общая ориентация и практикование новой
гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы пребывания
детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование
личностно- ориентированных методов воспитания.
От воспитателя, его целенаправленной и
систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе,
развитие нравственно – эстетических чувств, предопределяющих активную
действенную позицию к природным объектам.
При формировании экологической культуры
необходим комплекс таких методических средств и приёмов, которые при изучении
природы и любом общении с ней оставили бы в памяти ребёнка глубокий след,
непременно воздействовало на чувства и сознание.
Среди разнообразных методов обучения и
воспитания, которых насчитывается огромное количество, для формирования
экологической культуры дошкольников наиболее эффективными считаются следующие
методы: как наблюдение. Видный отечественный психолог С.Л. Рубиншнейн
рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе
которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Наблюдения – особая форма познания окружающего
мира детьми старшего дошкольного возраста. В период дошкольного детства ребёнок
открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему
живому, педагог ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает
желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической
культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного
мира. И ведущее значение этого метода
связано с тем, что в процессе наблюдения:
. Формируется основное содержание дошкольников
– представления о предметах и явлениях окружающего мира;
.Метод отвечает познавательным возможностям
детей дошкольного возраста;
. Выступает как
самостоятельный метод. Он часто сочетается с другими методами или включается в
их состав в качестве приёма, предваряет многие продуктивные виды деятельности и
т.д. в зависимости от характера познавательных задач в обучении используются
наблюдения разного вида;
. Распознающего
характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов
и явлений (величина, структура, форма, цвет и т.д.), а также о связях
наблюдаемого объекта с другими;
. За изменением и
преобразованием объектов. Этот вид наблюдения даёт знания о процессах, об
объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии репродуктивного
характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по
части – картина всего явления.
Азы экологической воспитанности связаны с
познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью
представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях
живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в
природной среде.
Познавательные задачи решаются детьми в
процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за
явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а
также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у
ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник –
маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Ребёнок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности
как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для
ребёнка – дошкольника.
Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний,
умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и
любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.
Работа с природоведческой литературой,
художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам
уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и
представлениями.
Работа со схематическими (знаковыми)
источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов
является высокий уровень абстракции, что учитывая психологические особенности мышления
дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но
вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число
актуальнейших задач воспитателя.
В познавательную деятельность детей
целесообразно включать работу с предметно-схематическими и графическими
моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности
объектов природы и демонстрировать существенные экологические связи в ней. На
этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия
о природе.
Работа с наглядно-образными средствами. Формирование разнообразных
реалистических представлений о природе будет происходить успешно, если
воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Наглядно-образные
средства подразделяются на статические (картина) и динамические (кинофильмы,
диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение картин.
Рассматривая хорошо написанную картину, дети
испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный
настой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о
природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.
Словесные методы (рассказ, беседа).
Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с
дошкольниками. Применяя их в сочетании с
прочими методами обучения можно научить ребёнка переводить конкретные образы в
вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения
природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое
образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом
развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для
реализации индивидуального подхода к ребёнку, это позволяет педагогу привлекать
к активному участию в работе слабых и пассивных детей.
Игра. Игровая деятельность – естественная потребность
ребёнка дошкольного возраста. На включении игр в педагогический процесс
настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать. Игры
служат средством развития творческой активности, мышления, способности к
анализу ситуаций, постановки и решения задач. Игра – это эмоциональная
деятельность. Эффективность формирования экологической культуры в большой
степени зависит от эмоционального отношения ребёнка к природе. Задача педагога
– «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для
восприятия природного содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность
как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к этому
содержанию. Для формирования экологической культуры наиболее часто используются
имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также
игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и дидактические игры.
Таким образом, работа педагога будет эффективной,
если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в
нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание
является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников.
Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое
содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности,
дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная
нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный
информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и
конкретизирует знания.
Обращая внимание на методические разработки
по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное
образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в
создании экологической развивающей среды.
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с
экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и
предметную среду с экологической направленностью.
В ДОУ можно создать экологическую
развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и
обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования
экологической культуры дошкольников. Средства можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию,
преднамеренно включенную в воспитательный процесс.
Уголок природы. Главная его особенность и
преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет
педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для
проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной
деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность,
формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный
уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и
растения.
Участок ДОУ. Территория, на которой
организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях,
выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для
улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за
ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о
природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные
части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.
Экологическая тропа. Это специально оборудованный
маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К
объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные
растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы,
птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные
для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей
природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами,
указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на
формирование экологической культуры дошкольников.
Дидактические
игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти,
внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются
средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника.
Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.
Библиотека юного натуралиста. В неё входит подборка книг и
журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги,
помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от
времени организуются выставки книг, созданных руками детей.
Совокупность этих средств в экологической
развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры
дошкольника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий