Консультация для воспитателей
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Современные дети уже
с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие
же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза,
испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать
возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно
проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.
Цели
проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также
коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным
здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем,
дыхательной гимнастикой и пр.).
Интересно, что первые упражнения,
призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими
йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное
значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
- Общее
оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в
работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения,
предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является
эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской
близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирует
у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в
частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
- Имеет
обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся
ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево»,
«верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики
способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет
знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Виды
зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной
гимнастики:
- Без атрибутов
(просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с
предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся
игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
- Профилактическая
(направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая
(замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
- Пассивная
(только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением
общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с
дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Методика
проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного
возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день.
Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в
старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые
правила:
- Ребята
должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова
занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная —
не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если
некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское
дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним
упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики
малышам желательно хорошенько потянуться.
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для
глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто
предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек,
которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять
упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на
прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание,
развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается
с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята
изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки.
Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о
транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По
городу мчатся с утра и до ночи
- Машины
всех марок, красивые очень.
- Поедут
налево, направо, кругом –
- Свободны
машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево,
вправо, круговые), а в конце моргают.
Если занятие связано со зрительным
напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в
середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не
предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной
литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине
занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во
время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз
на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В
тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и
предложить так помахать ресничками.
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или
вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально
чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету
(работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в
корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно
воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков:
малыши будут следить за ними взглядом.
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников.
К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем
глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить
взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка»
или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея —
надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника
— фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные
крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Заставлять маленького ребёнка что-либо
делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт
никакой пользы.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь
мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении
человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам
будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных
животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три
века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть
мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора
дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими
дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение,
делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз
продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно
словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает
зарядку).
Примеры
упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения
должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать
такие варианты:
- «Кискины
глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко
открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в
сторону.
- «Качели».
Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а
затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель».
Круговые движения глазками.
- «День
и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец.
Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом
левом и наоборот.
- «Прятки».
Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же
время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка».
Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу
между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка».
Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка
машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что
изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с
соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их
расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после
говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические
фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а
затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно
«нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в
левый верхний и т. д.
- «Корчим
рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное,
например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а
глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение
полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы
обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно
разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино».
Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в
старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей
представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком
— он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают
за его уменьшением.
- «Стрельба
глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит
«пиф-паф».
Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить
зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это
короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими
вариантами:
«Шишка»
Как-то
осенью в лесу |
Смотреть
на указательный палец вытянутой руки |
Лось
сказал, что низко, |
Движения
глазами вниз |
А
зайчонок — высоко, |
Движения
глазами вверх |
Белочка,
сказала — близко, |
Движения
глазами на кончик носа. |
А
ежонок — далеко. |
Движения
глазами вдаль. |
«Овощи»
Ослик
ходит, выбирает, |
Обвести
глазами круг |
Наверху
созрела слива, |
Посмотреть
вверх |
А
внизу растёт крапива, |
Посмотреть
вниз |
Слева
— свёкла, справа — брюква, |
Посмотреть
влево- вправо |
Слева
— тыква, справа — клюква, |
Влево
— вправо |
Снизу
— свежая трава, |
Посмотреть
вниз |
Сверху
— сочная ботва. |
Посмотреть
вверх |
Выбрать
ничего не смог |
Закрыть
глаза |
Комментариев нет:
Отправить комментарий