Консультация для воспитателей
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в
условиях ФГОС»
-Процесс
нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное
развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации
этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям
способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить
интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему
поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к
себе.
- Воспитательная
работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер,
охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что
патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к
своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность
малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации
образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов,
разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной,
исследовательской, творческой совместной активности.
- Включение
духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного
образования осуществляется посредством переход от образов и понятий, близких
дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие
родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным
благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи,
мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая
для достижения ключевых целей нравственно-патриотического воспитания
дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально
насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать
внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить
чувство сопереживания и готовности к активному участию.
Таким образом,
педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому
воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному»,
эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность
характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее
формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.
Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического
воспитания: окружающая среда, художественная литература и
искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть
адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического
воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают
познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют
формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды
деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом
возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих
методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов.
Создание условий для успешного
воспитания патриотических чувств дошкольников
Задачи:
·
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,
детского сада, родного города.
·
Способствовать формированию желания участвовать в
общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора,
территории группы, улиц родного города.
·
Учить заботливому отношению к родным и близким людям,
младшим сверстникам и старшему поколению.
·
Воспитывать уважение к труду разных профессий.
·
Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать
их и сохранять.
·
Формировать трепетное отношение к природе, ее
ресурсам, экономно их расходовать.
·
Знакомить с символикой российского государства, ее
значением для народа и страны в целом.
·
Дать представления о правах ребенка, направленных на
защиту интересов каждого дошкольника.
·
Расширить представления детей о регионах страны, ее
больших городах.
·
Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в
разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре,
образовании.
·
Способствовать развитию интернациональных чувств по
отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -
сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных
чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в
его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные
через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа
свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные
ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного
народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение
для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно
ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, республикой, а затем
и со страной, ее столицей и символами. Задача
педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции,
общественные события и т. д.
Причем эпизоды,
к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,
конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог
обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего края. Любой
край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа,
свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у дошкольников представление о
том, чем славен одной край. Родной город. Надо показать
ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и
понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен
знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей
постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на
ближайших улицах: школа, почта, аптека и т. д., рассказать об их
назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон
объектов, с которыми знакомят старших дошкольников
расширяется - это район и город в целом, его
достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь
кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен
знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в
честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и
город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на
природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,
что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания
своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными
промыслами, народными умельцами республики.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям
такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и
т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим
свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их
имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Продолжением
данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей
нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать,
что воспитывая любовь к семье,
мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже
с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели
"гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и
бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). Показать через
малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех
людей - вот что важно для воспитания
нравственно-патриотических чувств.
Организованная
таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в
семье, а также воспитанию любви
к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу,
необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во
всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
·
повсюду
люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи
лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
·
везде
соблюдаются традиции:
Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
·
повсюду
живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
·
люди
берегут и охраняют природу;
·
есть
общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Воспитание любви к
своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в
отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных
национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и
педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это
актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду
поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,
рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от
которыx зависит его быт, характер труда и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать:
Россию населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи
и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами,
музыкантами, художниками.
Таким образом,
решая задачи нравственно-патриотического
воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и
особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-
дифференцированный подход к каждому ребенку,
максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное
сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-
деятельностный подход;
- развивающий
характер обучения, основанный на детской активности.
Основной
формой нравственно-патриотического
воспитания детей являются тематические занятия. Важно,
чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы
сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т. д., вопросы,
индивидуальные задания). Нужно приучать детей самостоятельно анализировать
увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в
иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Учёт возрастных
особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны
как для повышения познавательной активности детей, так и для создания
эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров"
ребенку предлагается определить: где, из какого материала
изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у
детей игры в «поездки и путешествия».
Следует
подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно
наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только
художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы
и материалы (национальные костюмы, старинную мебель,
посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно
эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация
специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается
возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в
подобном «помещении» расширяются возможности подачи
информации посредством игры (через героев сказок).
Не менее
важным условием
нравственно-патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у
ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению
вертикальных семейных связей. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в
фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Целесообразно использовать проектную деятельность. Причем воспитатель вместе с родителями должен
выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее
"территориальные" и "временные рамки". Хорошо, когда проект
включают в себя работу фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек,
народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды,
рождественские святки, русской масленицы и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края
и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В настоящее
время эта тема актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений
государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в
нормативных документах — Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании»,
Концепции дошкольного воспитания. На современном этапе реализация законодательной
базы предусматривает переосмысление и изменение содержания и форм работы с
семьей. К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда
педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и
помощи различных специалистов. В последнее время все чаще говорят о разрушении
традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в нравственной
сфере современного общества. Решить имеющиеся проблемы возможно, осуществляя
новые подходы при организации взаимодействия ДОУ с семьей. Сотрудничество
педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное
отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных
возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества
педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители — не
пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий