среда, 13 сентября 2023 г.

 

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО»

В современной системе образования, при разработке индивидуального маршрута педагога, деятельность воспитателей детских садов регулируют следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников». В пункте 1 «Педагогические работники обязаны» - систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция),

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (был разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (https://fgos.ru/).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Одними из основных задач проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.

4. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» - Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельности (далее – Положение) регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) от «18» октября 2013 г. № 544н», определяет область профессиональной деятельности, требования к содержанию, условию квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Это инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, средства отбора педагогических кадров в учреждениях образования, измеритель квалификации педагога и основа для формирования трудового договора. Критерии, прописанные в Профессиональном стандарте являются основой для трудовой деятельности педагога дошкольного образования, так как они несут в себе содержание требований, предъявляемых к педагогическим работникам в рамках современной системы образования.

Для того чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДОО современному педагогу необходимо овладеть следующими трудовыми действиями, знаниями и умениями:

Трудовые действия:

Участие:

• в разработке основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.

 Организация:

• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Необходимые умения:

• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование), создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
• Владеть ИКТ-компетентностью, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания:

• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя и процедуры аттестации педагогических кадров. Для того чтобы педагогу было легче систематизировать свой уже имеющийся опыт и довести уровень их квалификации до уровня требований Профстандарта рекомендуется разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Под индивидуальным образовательным маршрутом педагога ДОО, (ИОМП) подразумевается целенаправленно проектируемая образовательная программа, обеспечивающая педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления воспитателя.

Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период).

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент на основе критериев положения профессионального стандарта педагога. За основу критериев соответствия воспитателя требования Профстандарта взята «Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (http://www.dou75.ru/65/images/stories/doc/prof_st/metod_sam.doc). Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.

Алгоритм деятельности ДОО по приведению уровня владения педагогами трудовыми функциями к уровню требований Профстандарта:

1. Самоанализ уровня подготовки воспитателя к выполнению трудовых функций. Воспитатели самостоятельно анализируют, каким требованиям Профстандарта педагога они отвечают, а где у них имеются затруднения. Определяют, как их решить: пойти на курсы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, посетить открытые показы непрерывной образовательной деятельности с детьми и другие воспитательные мероприятия опытных коллег.

2. Анализ затруднений воспитателей на заседаниях методического объединения, определение возможности их преодоления на уровне дошкольной образовательной организации (мастер-классы, взаимопосещения НОД и других мероприятий с детьми и их родителями, распространение передового педагогического опыта и т. д.).

3. Анализ уровня подготовки воспитателей старшим воспитателем (методистом) на основе мероприятий в рамках внутренней системы оценки качества образования (образовательной деятельности) или результатов внутреннего контроля (анализа непрерывной образовательной деятельности и других мероприятий с детьми, данных диагностики уровня достижения целевых ориентиров воспитанниками), анализируется соответствие воспитателя требованиям Профстандарта педагога и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации ДОО.

4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения трудовых функций на основе Профстандарта педагога» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого воспитателя — составление индивидуальной профессионально – личностной образовательно - методической траектории (что, когда, где, за какие средства).

5. Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки.

В содержание ИОМ педагога вынесены профессиональные компетенции педагога, соответствующие трудовым функциям, обозначенным в Профстандарте.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного

маршрута педагога

1 этап. Самооценка профессиональных качеств, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения. Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются содержание, формы, методы работы педагога, а также результаты и формы презентации по развитию профессиональной компетентности и преодолению выявленных дефицитов. Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту фиксируются достижения воспитателя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и пр.); субъективное отношение педагога к достигнутому результату (рефлексия как самого процесса достижения, так и достигнутых результатов в каждом из направлений деятельности, например, в форме эссе); виды презентаций достижений.

3 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов.

Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения квалификации. (Профстандарт педагога и ФГОС ДОО регламентируют тот факт, что педагогические работники должны регулярно повышать свой профессиональный уровень на специализированных курсах). Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений и методических рекомендаций администрации ДОО и методических служб.

Посредством ИОМП оказывается содействие профессиональному росту согласно его интересам, потребностям и возможностям; индивидуальный подход к планированию содержания и объема повышения уровня профессиональных компетенций педагога выгоден с точки зрения делегирования педагогу ответственности за результаты своего труда.

Акцент на разностороннюю работу воспитателя должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности воспитанников в детском саду.

Кроме всего вышеперечисленного, образовательный маршрут может выступить основанием и дополнением к портфолио педагога в период подготовки к аттестации или профессиональным конкурсам.

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута может составлять решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста и для педагогического сообщества, но и с учетом годовых задач образовательной организации.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что ожидаемым результатом реализации ИОМП выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Результаты конкурс а «Ч удеса с осенней грядки » Номинация «ВОЛШЕБНАЯ ТЫКВА» 1 МЕСТО Куксгаузен З...