Консультация для воспитателей
«Патриотическое воспитание
дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры»
В
последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением
содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более
ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Понятие «Патриотизм» – это чувство любви
к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,
климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть
патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное
чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного
отношения к окружающему миру.
Дошкольное
детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к
миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств
– таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных
физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь
физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы
достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную
сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой
следующие задачи:
1.
Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих
силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и
индивидуальным особенностям детей.
2.
Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на
преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и
выносливость.
3.
Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития
патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в
«военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют
симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом,
выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая
форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению
выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести
товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е.
те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Формирование патриотических чувств детей
дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и
методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.
Наибольший
воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная
форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках
определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и
переживаниями.
1.
Физкультурно-развлекательные мероприятия. «Весёлые
старты», «Папа, мама, я - спортивная семья»
2.
Физкультурно-спортивные и патриотические мероприятия «Будем
в Армии служить!», «День Победы», «День космонавтики»
3. Еще
одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с различными
видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами. Знакомя
детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями
мы развиваем детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют
спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях.
Подобные занятия, досуги должны проходить
с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей
демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем,
и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит
огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи
своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических
чувств. Использование данных подходов позволит формировать подлинно
гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в
основу личности взрослого человека — гражданина своей страны. Таким образом, целенаправленная
работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта,
обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим
условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является
понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь в этой
работе. В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является
нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького
человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот
фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви
к своему Отечеству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий