пятница, 27 января 2023 г.

 

Конспект

тематической беседы

«Дети блокадного Ленинграда

(для старших и подготовительных групп)

Цели тематической беседы:

•Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города, страны.

•Установить связь между поколениями.

•Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи тематической беседы:

•Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

•Сформировать представление, о том за какие заслуги город Ленинград получил звание города-героя.

•Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

•Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.

•Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

-Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

 

27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В истории города Санкт-Петербурга есть особая страница. Давным-давно (семьдесят  восемь лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город.

Пока в городе живы  люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города,  город жив. Сердце Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили Ленинград кольцом блокады.

Это кольцо вокруг города.  Немцы окружили  город и не давали уехать никому из него.. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера.  Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни»  По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким.

Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу, потому, что город пережил голод, потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было).

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться.  Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых - 400 тысяч детей

– от младенцев до школьников и подростков.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.

Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.  Ленинград продолжал жить и работать. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.  Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

       В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской землиЛенинград был освобождён от блокады. В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. 900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников.  В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвинут памятник «Цветок жизни». Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели  стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и прекрасный город!

Отрывок из стихотворения Ольги Берггольц:

        Сестра моя, товарищ, друг и брат!

        Ведь это мы, рожденные блокадой.

        Нас вместе называют «Ленинград»,

        И шар земной гордится Ленинградом!

КОММЕНТИРОВАТЬ

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Результаты конкурс а «Ч удеса с осенней грядки » Номинация «ВОЛШЕБНАЯ ТЫКВА» 1 МЕСТО Куксгаузен З...