Консультация для воспитателей
«Формирование
основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и
жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной
необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения
ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в
этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка
от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать
представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с
родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие
безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие
понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с
первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению
и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения,
способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при
необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает
целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками
опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование
представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической
культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной
природе;
- воспитание грамотного участника
дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и
товарищества.
Реализация данных задач и
формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом
следующих основных принципов:
- системность и последовательность
(любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем)
;
- доступность (усложнение материала
происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность
(игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности
лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в
разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность
(снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей,
актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах
безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь
детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в
умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний
и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно -
воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного
поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по
теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и
неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами
обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов
деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они
должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные
жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать
детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в
парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и
ответственность.
Решение задач обеспечение
безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого
с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем
проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков
безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую
среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который
содержит материалы:
- щит безопасности с различными
видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками,
разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых
игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.
План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных
участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты
потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для
дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и
грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился».
Создание автогородка на участке для
использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не
опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не
так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы
безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология»,
«Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются
познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для
рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная
литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные
собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о
неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки»,
«Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три
поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и
лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила
безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все
спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности.
Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не
тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход»,
«Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его
семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный
островок»;
- В. Семернин «Запрещается –
разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из
важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг
проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках
детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не
воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить
актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный
уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми
необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется
информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование
родителей; познавательное направление: родительские собрания,
семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней
открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности,
информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое
направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки
семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе
ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и
предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и
сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут
осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит
избежать несчастных случаев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий